Как работает инклюзивное дошкольное образование

18.09.2019

Инклюзивное дошкольное образованиеИнклюзивное дошкольное образование в педагогике предполагает, что дети с ограниченными возможностями здоровья проходят обучение вместе со сверстниками, а не остаются дома с родителями и не посещают специальные заведения. Для работы с ними требуются особые навыки и знания. В АНО «Академия дополнительного профессионального образования» есть несколько программ для специалистов, желающих работать с дошкольниками. В их числе курсы по инклюзивному образованию в ДОУ для тьюторов. Обучение проводится заочно, в режиме онлайн — чтобы получить новую профессию, вам не придется ехать в другой город или отказываться от основной работы.

Польза инклюзивного образования

Специалисты считают, что совместное обучение здоровых детей и ребят с ОВЗ полезны и тем, и другим.

Дети с ОВЗ могут общаться со сверстниками, обучаться и развиваться наравне с ними. Это способствует социализации, а также учит ребят взаимодействовать со всеми сверстниками вне зависимости от состояния их здоровья.

У детей без отклонений, в свою очередь, повышается уровень эмпатии, появляется понимание, как общаться с людьми, у которых не такой хороший слух или зрение, которые не могут ходить или пользуются только одной рукой. Постепенно это помогает сформировать адекватное отношение к людям с инвалидностью.

Как работает система инклюзивного образования: основные принципы

Конечно, все курсы для воспитателей ДОУ по инклюзивному образованию могут быть выстроены по-своему, а в разных учреждениях установлены разные правила. Но есть несколько основных принципов, которые должны соблюдаться в любом случае:

  • Индивидуальный подход к каждому ребенку (как с ограничениями здоровья, так и без них). Если этот принцип игнорировать, некоторые дети рано или поздно начнут отставать от сверстников в вопросах обучения и воспитания. Возможно, одному ребенку нужны дополнительные занятия на дому, второму — особая методика, третьему — помощь дефектолога. Педагоги должны вовремя замечать трудности в обучении и помогать детям преодолевать их.
  • Включение всех детей в процесс обучения. В этом и заключается суть инклюзивного образования. Конечно, могут быть особые методы, рассчитанные на отдельные группы дошкольников, но применять их все равно нужно ко всем сразу.
  • Воспитание инициативности и самостоятельности. Преподавателям не следует давать детям с ОВЗ минимальную нагрузку или решать за них учебные задачи. Важна готовность педагога мягко подсказать, подтолкнуть к правильному решению, не давая готовых ответов.
  • Обучение важнее развлечения. Упор нужно делать именно на образовательном процессе, а не на отдыхе, прогулках и веселых играх.

На дистанционных* курсах по инклюзивному образованию в ДОУ особое внимание уделяется работе с родителями. К сожалению, сейчас многие взрослые люди просто не знают, как общаться с человеком с ограниченными возможностями здоровья, а в худших случаях даже не воспринимают такого человека как полноценного члена общества. Такую установку они могут передавать своим детям. Именно поэтому необходимо работать в том числе с родителями здоровых детей, включенных в систему инклюзивного образования, в некоторых случаях даже меняя их мнение по вопросам инвалидности.

Три важных вопроса об инклюзивном образовании

Какие формы инклюзивного дошкольного образования есть в России? Таких форм две:

  • Детей с ОВЗ включают в состав обычных групп дошкольников на общих основаниях. Как правило, этот вариант используется для социализации детей с инвалидностью и без отставаний в развитии интеллекта.
  • Для детей с ОВЗ организуют отдельную группу, но при этом они участвуют в тех же мероприятиях, что и другие ребята из дошкольного образовательного учреждения. Этот вариант актуален для детей с задержками психического или интеллектуального развития.

Как инклюзивное образование влияет на социализацию и обучение дошкольников? Положительно. Дети с ОВЗ успешно проходят социализацию. Годы спустя они увереннее чувствуют себя и в школе, и в институте, и во взрослой жизни. У здоровых детей, в свою очередь, формируется адекватное отношение к людям с инвалидностью и понимание, как общаться с ними. Во-первых, они не испытывают страха или смущения при виде таких людей. Во-вторых, если однажды с выросшим в такой обстановке человеком или с его близким случится беда, и в результате болезни или травмы такой человек столкнется с серьезными проблемами со здоровьем, у него не будет установки «теперь я не такой как все, ко мне начнут относиться плохо». Наконец, совместное обучение расширяет мировоззрение, помогает взглянуть на мир глазами другого человека, а этот навык не раз пригодится во взрослой жизни.

Правда ли, что инклюзивное образование вредно для здоровых детей? Родители ребят без отклонений часто опасаются, что при инклюзивной образовании преподаватель будет уделять максимум внимания детям с ОВЗ. В результате у здоровых детей появятся пробелы в обучении, а их потребности будут игнорировать.

Такие опасения напрасны. В инклюзивные группы в ДОУ включают максимум 2-3 детей с ограничениями здоровья, и внимания им уделяют ровно столько же, сколько всем остальным. Более того, у детей с нормальным развитием интеллекта (а именно такие учатся наравне со сверстниками, как мы говорили выше), но проблемами со здоровьем нет особых потребностей, из-за которых преподаватель будет вынужден задерживать обучение всей группы.

* заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
Контакты

640001, г. Курган, ул. Куйбышева, 28, оф. 509

8 (800) 550-76-27, 8 (3522) 22-24-21
8 (800) 200-47-15, 8 (3522) 22-24-70

Карта сайта