Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 550-76-27 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Cтатьи
  • Проблемы в работе школьного психолога как источник его профессионального развития и успешности

Проблемы в работе школьного психолога как источник его профессионального развития и успешности

С какими трудностями в работе сталкиваются школьные психологи и как превратить решение проблем в источник развития, рассказывает эксперт Академии, кандидат психологических наук, доцент, педагог-психолог с опытом работы в образовательной организации, Деева Наталья Александровна.

Мы живём в быстро меняющихся условиях. Современный мир обозначают термином VUCA-мир. Термин-акроним заключает в себе определения volatility, uncertainty, complexity, ambiguity – нестабильность, неопределённость, сложность и неоднозначность.

Требования к компетентности психологов обусловлены как основными характеристиками и процессами VUCA-мира, так и обстоятельствами, которые имеют особо экстремальную форму на этом фоне (например, пандемия). При этом важность роли школьного психолога в современном образовательном процессе заметно возрастает, эта профессия становится особенно востребованной, что обусловлено всё теми же характеристиками VUCA-мира.

Типичные проблемы школьных психологов

Исследователи (1, 2) отмечают трансформацию деятельности субъектов образовательного пространства, обусловленную реформационными процессами в образовании. Быстрота, асинхронность, а подчас и противоречивость данных процессов ставит специалистов в позицию «некомпетентности» или профессиональной неуспешности, когда возникают сложности с:

  • формированием собственной профессиональной позиции;
  • выработкой индивидуального стиля;
  • проектированием и эффективностью собственной профессиональной деятельности.

На фоне данных процессов возникают признаки ресурсного истощения, эмоционального и профессионального выгорания, снижение показателей психологического здоровья, что негативно сказывается как на профессиональной деятельности, так и на состоянии личности в целом.

Приходится сталкиваться с отзывами о работе школьных психологов со стороны учителей, родителей и учеников, где указывается проблема нехватки профессионализма и нужных компетенций, при этом люди готовы доверять и обращаться к школьным психологам, однако ожидают улучшения качества их профессиональной деятельности.

Ресурсный подход как точка роста

С психологической точки зрения, ресурсный подход наиболее эффективен в разрешении возникающих проблем и построении траектории собственного профессионального развития. С позиции данного подхода человек воспринимает возникающие проблемы как «точки роста» и умеет находить внутренние ресурсы для их эффективного разрешения. Так нестандартная ситуация становится ресурсом для развития.

Решение проблем ресурсным подходом позитивно сказывается на личностном становлении специалиста, даёт возможность избежать профессиональной стагнации. Если психолог осознаёт значимость собственной деятельности для общества, понимает её смысл, то у него никогда не возникнет профессионального выгорания.

Схематично проблемы и пути их решения ресурсным подходом можно изобразить в виде таблицы:

Поиск точек роста

Часто школьные психологи испытывают затруднение со структурированием собственной профессиональной деятельности. В насыщенном информационном поле сложно выделить приоритеты, когда все направления кажутся одинаково важными, сложно организовать документооборот, также есть проблемы с поиском и упорядочиванием информации. В этом контексте можно выделить наиболее общие проблемы, которые могут быть одновременно и «точками роста», повышать ресурсное состояние профессионала.

Часто возникают затруднения с нормативно-правовой базой деятельности школьного психолога. Её изменение – это закономерный процесс, в курсе которого необходимо быть любому профессионалу. Это помогает не только действовать обоснованно, но и защищать себя в противоречивых ситуациях. Один из эффективных приёмов отслеживания нормативной базы – это составление таблицы с гиперссылками на актуальные документы.

Что же касается реализации основных направлений деятельности школьных психологов, то психолог должен оказывать надлежащую психологическую помощь всем участникам образовательного процесса в русле основных направлений своей деятельности:

  • коррекционно-развивающая работа;
  • психологическая диагностика;
  • психологическое просвещение;
  • психологическая профилактика;
  • консультативная деятельность.

Эти направления очень ёмкие по содержанию и порой психологу сложно сориентироваться в построении стратегии и стиля собственной профессиональной деятельности. В данном случае будет эффективно применение приёмов самоменеджмента, которые касаются не линейного планирования дел, а их стратегического проектирования (например, техника Д. Эйзенхауэра). В представленной матрице особое внимание следует уделять квадранту «Не срочно - Важно». Решение задач в данном поле предупреждает возникновение кризисных ситуаций, цейтнота и препятствует уходу в сектор деградации.

Ведение документооборота – это ещё один трудоёмкий процесс, который требует от профессионала информационной грамотности. Умение работать с информацией и владение ИКТ-технологиями значительно облегчают рутинную работу психолога.

Образование и развитие

В современных меняющихся условиях, где постоянно надо осваивать новое, ориентироваться в задачах и тенденциях, очень важно актуальное образование. Участие в сообществах (в том числе онлайн) также расширяет кругозор профессионала. При этом повышение квалификации является системообразующей формой, где на профессиональном уровне задается структура всей деятельности, определяются базовые и оригинальные направления работы. Образовательные программы задают тот контекст, в котором профессионал выстраивает индивидуальную стратегию своего развития, формирует индивидуальный стиль деятельности. Программы, представленные в АНО «Академия дополнительного профессионального образования», включают в себя перечисленные ресурсные виды деятельности, тем самым обеспечивая профессиональной развитие и успешность школьного психолога.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.