Тандем логопед-невролог-остеопат-ортодонт в работе с детьми с орофациальными дисфункциями

13.04.2017

Участие в «круглом столе»В Москве прошел «круглый стол», посвященный вопросам взаимодействия специалистов при работе с детьми с орофациальными дисфункциями. Преподаватель кафедры логопедии О.Ю. Пузикова делится впечатлениями о конференции и объясняет, почему логопеду не справиться с коррекцией дисфункций одному, какие новые инструменты коррекции появились и каковы их возможности в миофункциональной коррекции.

Участие в «круглом столе» на тему «Логопед-невролог-остеопат-ортодонт: оптимизация алгоритмов взаимодействия при работе с детьми с орофациальными дисфункциями» принимали заведующая кафедрой Практической логопедии и детской речи Минеева Оксана Александровна и преподаватель кафедры Пузикова Ольга Юрьевна.

О.Ю. Пузикова выступила с докладом «Проблемы взаимодействия логопеда с профильными медицинскими специалистами в традиционной логопедической практике».

Преподаватель кафедры Пузикова Ольга ЮрьевнаОрофациальная дисфункция – это нарушение деятельности мышц челюстно-лицевой области. Возникает чаще всего в результате вредных привычек и неврологических отклонений (сосание пальцев, закусывание губ и др.), отсутствия правильного вскармливания, длительного сосания бутылочек и пустышек. Приводит к нарушению формирования челюстно-лицевых костей.

Сегодня нет единого порядка взаимодействия логопедов и медиков в решении таких проблем. Например, невролог проводит лишь общий осмотр, не концентрируясь на челюсти и полости рта. Ортодонты в большинстве своём используют новые технологии (в т.ч. брекеты), но их можно применять только с 14 лет, и далеко не все проблемы можно решить таким образом. У детей с орофациальными дисфункциями часто нарушено дыхание, осанка, не работают челюстно-лицевые мышцы – брекетами это не исправить. В практике логопедов сегодня очень много детей с сочетанными патологиями: дизартрия, алалия, ринолалия.

О.Ю. Пузикова на заседании «круглого стола» предложила алгоритм действий логопеда по включению в процесс коррекции орофациальных дисфункций медиков и педагогов.

Трейнеры и вестибулярные пластинки

Трейнеры и вестибулярные пластинкиМиофункциональная терапия основана на применении трейнеров и вестибулярных пластинок.

  • Трейнер – это мягкая пластина, которая вставляется в рот ребёнка или взрослого. С помощью трейнеров можно не только смещать зубы, но и воздействовать на мышцы, восстанавливать носовое дыхание.

Например, у ребёнка аденоиды. Он дышит ртом, язык на дне полости рта, рот всегда открыт, нарушение осанки. После операции дышать носом не начал. В результате у него повторилось разрастание аденоидов. А всё потому, что ребёнок не умеет дышать носом. Необходимо было восстанавливать функцию носового дыхания подобно тому, как долго лежавший после перелома человек вновь учится ходить. Здесь поможет миофункциональная терапия.

  • Изготавливается из силикона или пластикаВестибулярная пластинка изготавливается из силикона или пластика, помогает отучить ребёнка от пустышки, позволяет бороться с детскими вредными привычками, помогает изменить тип глотания и дыхания, активизирует артикуляционные мышцы.

Участником конференции стал профессор кафедры ортодонтии доктор Рольф Хинц (Германия), президент Академии ортодонтии Харани, разработчик вестибулярных пластинок.

Лекция ХинцаРольф Хинц, 89 лет, всю жизнь занимается ортодонтией. Преподавателей Академии дополнительного профессионального образования впечатлила лекция Хинца и история создания пластинок.

Дочь Хинца сосала палец и, чтобы отучить ребёнка от вредной привычки, отец придумал специальную пластинку. Пружинка в полости рта не даёт языку опуститься вниз в ротовой полости и формируется новая привычка – физиологичное положение языка в верхней части полости рта, у нёба.

Изначально вестибулярные пластинки использовались в стоматологии. Сегодня они применяются и в логопедии, позволяя добиться значительных результатов в коррекции. 

О.Ю. Пузикова: «Со всеми детьми в логопедической практике я использую трейнеры и вестибулярные пластинки. Эффект поразительный!»

Трейнеры и вестибулярные пластинкиПластинки с бусинкой помогают добиться физиологичного расположения языка – у нёба. Такие пластинки эффективны при дизартрии, нарушениях произношения мягких и твёрдых согласных. При нарушении произношения «р» используется пластинка с расположением бусинки у альвеол – она тренирует корректное положение кончика языка, его подвижность и чувствительность. Пластинки с пружинкой способствуют правильному формированию нёба, послеоперационному восстановлению.

Разработан комплекс упражнений артикуляционной гимнастики с применением пластинок, дети выполняют упражнения с удовольствием. Более того, эти приспособления решают одну из главных проблем каждого логопеда: Как мотивировать ребёнка заниматься дома, вне логопедического кабинета? Родители могут просто дать малышу пластинку попросить держать во рту, пока он смотрит мультфильм или лепит, рисует.

Благодаря использованию трейнеров и пластинок формирование челюстей и правильного прикуса, снятие напряжения с мышц происходит постепенно и физиологично, и в этом их главное преимущество перед брекетами. 

Выводы, планы и идеи после конференции

Специалисты согласились, что только совместными усилиями логопеда, педагога и врача можно добиться результата в коррекции орофациальных дисфункций. Преподавателем АДПО предложен практический алгоритм такого комплексного взаимодействия.

«Междисциплинарная ассоциация миофункциональной терапии» планирует вести работу в регионах, выездные курсы, дистанционные курсы по использованию инновационных приспособлений в практике логопеда. В АДПО научиться использованию трейнеров и вестибулярных пластинок можно на курсе «Клинические основы стоматологии в работе логопеда по коррекции речевых нарушений у детей и взрослых» (144 ч.).

Как правильно использовать вестибулярные пластинки и трейнерыУже сейчас для всех желающих доступен вебинар, где Ольга Юрьевна Пузикова и её дочь Аня показывают, как правильно использовать вестибулярные пластинки и трейнеры. Вебинар «Использование вестибулярных пластинок MUPPY в коррекционной работе в послеоперационный период с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с открытой формой ринолалии» можно посмотреть на сайте электронной библиотеки www.lomonosov.online. 29 апреля в системе дистанционного обучения для Слушателей будет проведён ещё один вебинар на эту тему.

После конференции у Пузиковой и Минеевой появилась идея разработки прикладного курса по использованию пластинок и трейнеров. Приобрести эти приспособления сегодня без труда можно в интернет-магазинах, но правильно применять их способен далеко не каждый логопед, требуется обучение.

Мы желаем успехов преподавателям АДПО и ждём новый интересный курс!

Другие новости и статьи >>

Контакты

640001, г. Курган, ул. Куйбышева, 28, оф. 509

8 (800) 200-47-15,
8 (3522) 55-77-70

© 2015-2017 Автономная некоммерческая организация «Академия дополнительного профессионального образования»


Карта сайта