Воспитание детей с ограниченными возможностями. Роль воспитателя в процессе социализации ребенка

16.01.2020

Воспитание детей с ОВЗСоциализация играет ведущую роль во всех сферах жизни человека, включая создание семьи, карьеру, творческую самореализацию. Детям с ограниченными возможностями здоровья трудно адаптироваться в обществе. Предотвратить и разрешить это – одна из ключевых задач в работе педагога-дефектолога.

Особенности и проблемы воспитания детей с ОВЗ

Воспитатель готовит ребенка к освоению общеобразовательных программ, учит его адаптироваться в коллективе и взаимодействовать с людьми.

Важная задача — это воспитание у детей с ОВЗ навыков самостоятельности. Малышу с физическими или психическими нарушениями нужно гораздо больше времени и сил, чтобы научиться сообщать взрослым о своих потребностях, завязывать шнурки, одеваться и т. д. При этом нужно помнить, что к оценке успехов и неудач детей с ОВЗ всегда подходят индивидуально, не сравнивают их со здоровыми сверстниками.

Решая задачи воспитания детей с ОВЗ, не стоит излишне опекать и жалеть ребенка, заострять внимание на его болезни, стараться сделать все за него — это может привести к тому, что ребенок вырастет нерешительным и несамостоятельным.

Ребенок с ОВЗ с ранних лет должен постоянно взаимодействовать со здоровыми сверстниками и взрослыми, а не находиться в социальной изоляции, в «тепличных условиях» – это облегчает дальнейший процесс адаптации к жизни в обществе.

Важно, чтобы этих правил придерживались не только воспитатели, но и родители, опекуны и другие родственники малыша. Модель семейного воспитания детей с ОВЗ должна совпадать с моделью воспитания в ДОУ. 

Каким образом строится работа воспитателя с детьми с ОВЗ?

В своей работе воспитатель использует множество методик для коррекции поведения и обучения ребенка. Примеры:

  • организация игровой деятельности;
  • организация индивидуальных и групповых занятий;
  • лепка, конструирование, рисование, создание поделок и т. д.;
  • формирование у детей культурно-гигиенических навыков;
  • индивидуальная работы с детьми на основе рекомендаций педагога-психолога и учителя-логопеда;
  • создание в детской группе благоприятного микроклимата, развитие социальных навыков;
  • консультация родителей и опекунов по вопросам индивидуальных особенностей детей, организация семейных занятий и т. д.

В воспитании детей с ОВЗ используются те же методы, что и в работе со здоровыми дошкольниками: убеждение, упражнение, соревнование, положительный пример и т. д. Но при этом уделяется больше внимание адаптации методик под особенности и потребности воспитанников.

Социализация ребенка проводится на нескольких уровнях:

  • Структурный – ребенка учат использовать навыки общения и правила дисциплины для корректного поведения в обществе.
  • Морально-нравственный, ценностный – воспитаннику дают ориентиры для оценки происходящих событий.
  • Учебный – ребенка учат осознанию, планированию и реализации собственных образовательных задач, то есть пониманию, зачем он учится и каких результатов должен добиваться.
  • Личностный – малыша учат принимать ответственность за решение своих проблем в сфере общения: выстраивание отношений с коллективом, поиск друзей и т. д.
  • Духовный – ребенка знакомят с культурно-историческими ценностями современного общества.

Где выучиться на воспитателя детей с ОВЗ?

Получить квалификацию для работы с детьми, узнать об особенностях, методах и инструментах воспитания детей с ограниченными возможностями, в том числе о проблеме их социализации, вы можете на дистанционной* программе профпереподготовки АНО «Академия дополнительного профессионального образования». 

Подойдет тем, кто планирует развиваться в сфере воспитания детей и помогать им в обучении и приобретении различных навыков. Вы будете изучать программу через интернет. В личном кабинете доступны лекции и учебники, онлайн-трансляции и записи вебинаров, консультации с экспертами-практиками.

Промежуточную и итоговую аттестацию вы будете проходить в формате интернет-тестирования, а после успешного освоения всех блоков программы получите официальный документ о дополнительном профессиональном образовании – диплом о профпереподготовке. С ним можно устроиться на работу в государственные и частные дошкольные образовательные организации, где воспитывают детей с особенностями развития.

Для поступления на курсы воспитателя детей с ОВЗ нужно иметь высшее или среднее профессиональное образование.

Как получить от дистанционного* обучения максимальную пользу?

Дистанционная* форма обучения позволяет осваивать программу по индивидуальному графику. Для максимального результата необходимо заниматься регулярно. Полезно вести конспекты, вносить в них важные моменты из текстовых лекций и вебинаров – по своим записям вы легко освежите знания перед итоговым тестом и по окончании обучения. Обязательно ознакомьтесь с дополнительными материалами, обращайтесь за консультациями к экспертам-практикам.

Освоив необходимый для работы пул знаний, вы научитесь помогать детям с ОВЗ успешно усваивать и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные для общества. Благодаря грамотно построенной методике работы с ребенком он станет более решительным и общительным. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа родителей, воспитателей и педагогов, фундаментом которой становится специальное образование в области дефектологии. Именно от навыков и профессионализма воспитателя будет зависеть эффективность обучения детей.

*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
Контакты

640001, г. Курган, ул. Куйбышева, 28, оф. 509

8 (800) 550-76-27, 8 (3522) 22-24-21
8 (800) 200-47-15, 8 (3522) 22-24-70

Карта сайта


наверх