Условия эффективности АВА-терапии. Каких результатов можно достигнуть при применении методики?

13.01.2020

Занятия АВА-терапиейВ России, по данным статистики, около 0,1% детского населения (более 31,5 тысячи человек) страдают аутизмом. Познакомимся с одной из популярных методик дефектологической работы, помогающей детям с эмоциональными и поведенческими расстройствами адаптироваться в обществе, – АВА-терапией. Разберемся, каких результатов может добиться специалист при ее использовании.

АВА-терапия – что это такое простыми словами?

АВА-терапия (прикладной анализ поведения) – это комплекс образовательных и психологических методов, разработанный в 1960-х годах учеными из Калифорнийского университета во главе с Иваром Ловаасом. Методика основана на поведенческих технологиях. Педагог (родитель, воспитатель) дает ребенку задания, задает вопросы. Если ребенок выполняет задание правильно, его поощряют (словами или материальным стимулом: игрушкой, угощением и т. д.), а ошибки игнорируют. Ребенок начинает повторять поощряемые действия, заменяя ими негативное поведение.

Основа АВА-терапии – это понимание взаимосвязи между поведением и средой. То есть педагоги и родители должны понимать, как социальные и физические направляющие могут повлиять на те или иные действия и способности ребенка.

Для кого метод эффективен

В первую очередь АВА-терапия рассчитана на устранение проблем с поведением у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Но ее успешно применяют и при других поведенческих и эмоциональных нарушениях: синдроме дефицита внимания и гиперактивности, психологическом инфантилизме при ДЦП и т. д.

Результаты работы с детьми по методу АВА-терапии

  • Формирование навыков для замещения проблемного поведения. Ребенок учится делать то, что нужно, вместо того, что нельзя.
  • Развитие и/или повышение социальных и академических навыков ребенка, навыков самообслуживания и самопомощи.
  • Улучшение когнитивных навыков.
  • Развитие мотивации к обучению, повышение способности сосредотачиваться на заданиях.
  • Обобщение и перенос поведения из одних ситуаций/сред в другие. Например, ребенок сначала учится успешно выполнять задания учителя на индивидуальных занятиях, а затем начинает делать то же самое на уроках в общеобразовательной школе.

Также АВА-терапия помогает изменить реакцию окружающих на поведение ребенка. Родители и другие родственники, педагоги и воспитатели учатся избегать действий, подкрепляющих проблемное поведение.

Условия эффективности АВА-терапии

Чем интенсивнее и дольше терапия, тем она эффективнее. Для аутистов АВА-терапию начинают в возрасте 2-8 лет. Важны регулярность применения методики, частота занятий АВА-терапией. Согласно результатам исследований создателя метода Ловааса, которые подтвердили и другие ученые, при объеме занятий от 40 часов в неделю под руководством специально обученных педагогов уровень примерно 50 % детей с РАС за 2 года повышается до уровня здоровых сверстников по навыкам общения, самообслуживания, самодисциплины. При объеме обучения 10 часов в неделю такие результаты показывают лишь 2 ребенка из 100.

Эффективность занятий также зависит от исходного уровня и индивидуальных особенностей ребенка, поставленных задач, профессионализма специалистов, готовности семьи включиться в процесс обучения. Причем профессионализм специалиста является одним из главных факторов, влияющих на эффективность методики.

Где и как можно пройти обучение?

АНО «Академия дополнительного профессионального образования» приглашает на дистанционное* обучение АВА-терапии объемом 580 часов (6 месяцев). На курсе вас познакомят с методикой и научат использовать ее в дефектологической работе с детьми, у которых отмечаются поведенческие и эмоциональные расстройства.

Кому подходит программа?

Программа разработана для педагогов и воспитателей, которые работают с людьми с нарушениями поведения. Также ее будет полезно пройти родителям детей с аутизмом, чтобы они могли включиться в процесс терапии.

Для поступления на курс по АВА-терапии необходимо высшее или среднее профессиональное образование. Родители, которые хотят заниматься по методике со своими детьми, могут пройти программу вне зависимости от уровня образования.

Как проводится обучение?

Вы будете осваивать программу обучения АВА-терапии в дистанционном* формате. В личном кабинете можно смотреть вебинары (онлайн и в записи), читать лекции и другие текстовые материалы, общаться с  экспертами-практиками и другими Слушателями. Промежуточная и итоговая аттестация проходят в формате интернет-тестирования. График обучения вы выбираете сами. Все учебные материалы доступны 24 часа в сутки 7 дней в неделю, включая праздничные дни.

Что вы получите?

Программа познакомит вас с сущностью и возможностями ABA-терапии. Вы сможете анализировать характер и выраженность поведенческих расстройств, разрабатывать индивидуальные программы коррекции, выбирать цели занятий для каждого ребенка и достигать их с помощью методов прикладного анализа поведения (метода блоков, метода визуальных стимулов и т. д.). Благодаря этому вы сможете помогать детям с аутизмом, и различными нарушениями поведения адаптироваться к жизни в обществе.

По итогам обучения вам будет выдан диплом о профпереподготовке. Он подтвердит вашу квалификацию работодателям или клиентам. Вы сможете устроиться на работу в образовательные учреждения разных типов, центры детского развития, санатории, реабилитационные центры и другие организации. Также у вас будет возможности вести частную практику – стоимость услуг специалиста по АВА-терапии стартует с 800 рублей за занятие.

Если у вашего ребенка есть эмоциональные или поведенческие проблемы, вам также стоит пройти программу обучения АВА-терапии. Вы будете понимать, как с вашим малышом работают педагоги и дефектологи, поддерживать результаты терапии с помощью домашних занятий. 

В дефектологической работе важен индивидуальный подход с использованием разных педагогических и психологических техник, методик. Проблемы в поведенческой и эмоциональной сфере есть у большинства детей с ОВЗ. Поэтому освоить методы АВА-терапии будет полезно любому дефектологу, педагогу или воспитателю, работающему в системе инклюзивного образования или ведущему частную практику. А дистанционный* формат обучения позволяет сделать это с минимальными временными и финансовыми затратами.

*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
Контакты

640001, г. Курган, ул. Куйбышева, 28, оф. 509

8 (800) 550-76-27, 8 (3522) 22-24-21
8 (800) 200-47-15, 8 (3522) 22-24-70

Карта сайта


наверх