Коррекционное образование в России: где и как учатся дети с ограниченными возможностями

02.07.2019

где и как учатся дети с ограниченными возможностямиВ коррекционном образовании нуждаются все дети с ограничениями здоровья. В их числе слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с задержками в развитии интеллекта, с расстройствами аутистического спектра. Таким детям важно не только освоить школьную программу (иногда — хотя бы в минимальном объеме), но и пройти социализацию, обрести уверенность в себе и стать самостоятельными.

Если вы хотите помочь им в этом — обратите внимание на профессию дефектолога. Пройдя курсы по коррекционной педагогике, вы сможете устроиться на работу в реабилитационный центр, специальный детсад, интернат или школу, открыть частную практику и работать с каждым ребенком индивидуально. Обучение в сфере коррекционного образования можно пройти дистанционно в режиме онлайн (заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий). Учебный график вы формируете сами.

Особенности коррекционного образования: обучение, воспитание, развитие детей с ОВЗ

К детям с ограниченными возможностями нужен особый подход. Их важно воспитывать, развивать и обучать в первую очередь как детей, а не как слепых, глухих и пр. Постоянно делая акцент только на особенностях здоровья ребенка и повторяя, что он «не такой, как другие дети», педагог рискует привить ученику неверные ценности и сформировать у него искаженное представление о себе и окружающих. Напротив, нужно акцентировать внимание на талантах, интересах, сильных сторонах ребенка и помогать развивать их.

Комплексную работу нужно начинать как можно раньше. Именно поэтому еще в ходе коррекционного дошкольного образования ребенок проходит:

  • обучение — узнает больше о себе самом, об окружающем мире, людях и о способах преодоления ограничений здоровья;
  • развитие — стремится к исправлению недостатков здоровья и их последствий, включая сложности в эмоциональной сфере;
  • воспитание — развивает навыки, качества личности и умения, которые помогут в общении с окружающими, в учебе, а позднее и в работе.

Прогресс, которого удалось добиться благодаря занятиям, нужно сохранить после поступления в школу. Это значит, что ребенка нельзя сразу переводить на новый формат обучения — наоборот, учитель начальных классов должен продолжать работу других специалистов по заранее намеченному плану.

Еще одна особенность работы с детьми с ОВЗ — их нельзя замыкать только в группе ребят с аналогичными проблемами. Крайне желательно, чтобы они общались со своими сверстниками без ограничений здоровья и учились правильно вести себя как с ними, так и в обществе взрослых. Для этих целей были созданы инклюзивные классы, где дети с крепким и слабым здоровьем учатся вместе, а также детсады и школы, в которых проводятся общие мероприятия для ребят с ОВЗ и без ограничений здоровья.

Узнать больше о профессиональном обучении, развитии и воспитании детей с ОВЗ вы сможете на курсах переподготовки в сфере коррекционного образования.Если вы хотите работать с младшими школьниками, обратите внимание на программу для учителей начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования. Приходите учиться к нам!

Принципы образовательной программы коррекционного образования

Основных принципов семь. Придерживаясь их, легче добиться хороших результатов в работе с детьми с ОВЗ.

  • Обучение и воспитание должны быть в первую очередь коррекционно-развивающими. Важнее научить ребенка самостоятельно действовать с учетом ограничений здоровья, чем добиться от него решения сложных уравнений или глубокого знания истории античного мира.
  • Должна быть единая диагностика и план коррекции.
  • Для формирования диагностики и плана нужно использовать комплексный подход. Участие дефектологов, психологов, врачей, генетиков и педагогов позволит избежать ошибок и учесть все нюансы.
  • Чем раньше начинается коррекция нарушенных функций организма, тем лучше. Самый желательный вариант — с младенческого возраста.
  • Каждый ученик нуждается в индивидуальном подходе. Нужно учитывать не только его диагноз, но и степень нарушений здоровья, прогресс, которого уже удалось добиться, интересы (для развития талантов, выбора наград и вариантов мотивации), особенности характера и развития эмоциональной сферы. Даже если ребенок учится в группе, для него можно разработать дополнительные занятия и порекомендовать родителям особые формы обучения в домашних условиях.
  • Важна преемственность дошкольного, школьного и профессионального коррекционного образования.
  • Следует опираться на компенсаторные и сохраненные механизмы, развивать их.

Где работать дефектологу? Виды организаций с программами коррекционного образования

Дети с ОВЗ учатся в инклюзивных классах, на дому, в стационарах, школах-санаториях, профилакториях, реабилитационных центрах, специнтернатах и детсадах.

Также существуют 8 отдельных видов коррекционных организаций:

  • Для слепых и слабовидящих детей, в том числе с заболеваниями, которые ведут к слепоте. Для них организуют безопасное пространство. Тифлопедагоги учат в нем ориентироваться, обучают чтению и письму по системе Брайля и пр.
  • Для детей с остротой зрения 0,05—0,4, косоглазием, амблиопией (нарушением зрения, когда правый и левый глаз видят слишком разные картинки, которые мозг не может объединить в одну). Ребят учат пользоваться остаточным зрением, а также лечат, чтобы сохранить зрительные функции и по возможности скорректировать нарушения.
  • Для слабослышащих и глухих детей, в том числе потерявших слух в школьном или дошкольном возрасте и сохранившим речь. Сурдопедагоги помогают им корректировать произношение звуков, использовать устройства для компенсации нарушений слуха и пр.
  • Для глухонемых детей. Их обучают взаимодействовать с окружающими, по возможности стараются восстановить или компенсировать нарушенные функции.
  • Для детей с умственной отсталостью. Олигофренопедагоги помогают им скорректировать психоэмоциональную сферу (сгладить импульсивность, вспышки гнева, резкие перепады настроения), прививают навыки самообслуживания.
  • Для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (чаще всего — с ДЦП, последствиями травм). Дефектологи помогают по возможности восстановить двигательные функции, скорректировать психические нарушения, связанные с заболеванием или травмой, социализироваться.
  • Для детей с дислексией. Им очень трудно овладеть чтением. Также в списке симптомов плохая память, неспособность долго удерживать внимание на одном объекте или занятии, эмоциональная неустойчивость, быстрая утомляемость. Специалисты помогают сгладить эти особенности.
  • Для детей с тяжелой речевой патологией. Логопеды занимаются с ними регулярно и следят за тем, чтобы дети использовали речевые навыки весь день, а не только на занятиях.
  • Также специалисты в сфере коррекционного образования могут работать с учениками индивидуально — открыть частную практику или дополнительно зарабатывать репетиторством.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
Контакты

640001, г. Курган, ул. Куйбышева, 28, оф. 509

8 (800) 550-76-27, 8 (3522) 22-24-21
8 (800) 200-47-15, 8 (3522) 22-24-70

Карта сайта


наверх