Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 550-76-27 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Новости
  • Главный секрет успеха дефектолога и трудности работы с «особыми» детьми. Интервью с Ю.В. Федоренко

Главный секрет успеха дефектолога и трудности работы с «особыми» детьми. Интервью с Ю.В. Федоренко

Федоренко Юлия ВикторовнаФедоренко Юлия Викторовна, преподаватель дефектологии и специальной психологии АНО «Академия дополнительного профессионального образования», заведующая кафедрой, кандидат психологических наук по специальности «Коррекционная психология», представляет самые востребованные курсы дефектологического направления, рассказывает о практике дефектологов в дистанционном обучении, рассуждает о трудностях в работе и советует хорошие книги.

Юлия Викторовна, как давно вы заведуете кафедрой дефектологии и специальной психологии?

С февраля 2016 года. До этого работала на руководящих должностях в образовательных организациях высшего образования. В области дефектологии работаю с 2005 года, начинала педагогом-психологом в детском саду комбинированного вида, затем перешла на должность учителя-дефектолога.

Сколько преподавателей работает сегодня на кафедре? Каковы их достижения?

На кафедре дефектологии работает 11 преподавателей, практически все имеют ученые степени в области коррекционной психологии и педагогики, а также многолетний опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Помимо организации процесса обучения слушателей, преподаватели АНО «Академия дополнительного профессионального образования» участвуют в конференциях и научно-практических семинарах различного уровня, имеют опыт руководства грантами Правительства РФ, зарубежных и отечественных научных фондов, являются научными консультантами федеральных инновационных площадок.

Из каких городов (стран), помимо Курганской области, обучаются люди в АНО «Академия дополнительного профессионального образования»?

География слушателей огромна: от Калининграда до Дальнего Востока.

Сегодня по направлению «Дефектология» в АНО «Академия дополнительного профессионального образования» реализуется 34 программы на трёх уровнях образования. Какие из них наиболее востребованы?

Абсолютными лидерами являются программы профессиональной переподготовки:

  • «Специальное (дефектологическое) образование. Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» (512 часов);
  • «Олигофренопедагогика. Методы и технологии обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (512 часов).

В первую очередь, это связано с изменением системы образования в РФ, в частности детей с ОВЗ, активным внедрением инклюзивного образования в учебный процесс, а также вступлением в силу Федеральных государственных образовательных стандартов.

Востребованными также являются и более узкие программы профессиональной переподготовки:

  • «Тифлопедагогика. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения в условиях реализации ФГОС» (288 часов);
  • «Дошкольная дефектология. Организация и содержание специальной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ» (512 часов).

Набирает популярность программа профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование. Организация обучения лиц по адаптированным основным и специальным индивидуальным программам развития» с присвоением квалификации «Педагог-дефектолог» (1080 часов), в рамках которой слушатели не только получают знания в области дефектологии, но и получают квалификацию, необходимую для работы учителем-дефектологом в различных образовательных организациях.

Мы постоянно расширяем линейку программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, чтобы слушатели смогли выбрать для себя оптимальный вариант.

Почему люди выбирают специальность дефектолога? Какими мотивами Вы руководствовались при выборе профессии?

В нашем обществе сложилось неоднозначное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья: от полного игнорирования до жалости к ним. Это неправильно. Ребёнок или взрослый с ограниченными возможностями здоровья не должен чувствовать дискомфорт в окружающем его мире и быть полноправным членом общества. Конечно, в какой-то степени наше общество не готово принять полностью таких людей. Поэтому главными задачами человека, выбравшего профессию дефектолога, является помощь обществу в принятии «особенных» людей, максимально возможное развитие и адаптация детей с ОВЗ в социальной, учебной, бытовой, профессиональной и других сферах.

В дефектологии не бывает случайных людей. Кто из слушателей, преподавателей, знакомых дефектологов произвёл
на Вас особое впечатление?

Не бывает, соглашусь. Я сама пришла в дефектологию неслучайно – педагогическая династия. Моя мама работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья, поэтому об инвалидах и ребятах с ОВЗ я слышала и знала с детства. Мне захотелось продолжить это дело, поэтому, когда встал вопрос о выборе будущей профессии, сомнений не возникло. И ещё ни разу не пожалела! У меня немало коллег, имеющих «особых» детей. Многие из них стали педагогами-дефектологами, потому что захотели поделиться своим опытом. Я испытываю глубочайшее чувство признательности к людям, которые посвятили свою жизнь дефектологии. И совершенно неважно, как они туда пришли: осознанно или под влиянием обстоятельств.

Какими качествами должен обладать человек, чтобы построить карьеру в дефектологии, специальной психологии?

Чтобы стать хорошим специалистом, требуются высокий интеллект, интуиция, наблюдательность, коммуникативные способности, эмоциональная устойчивость. Педагог-дефектолог должен быть ответственным, целеустремлённым и доброжелательным, внимательным, отзывчивым, тактичным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Ему необходимы знания по педагогике и психологии, основам медицины, понимание механизмов влияния тех или иных отклонений на общее развитие и возможностей для их компенсации.

Труд дефектолога достойно оплачивается, но работать в этой сфере можно исключительно по призванию, иначе идти в профессию не стоит. Работа с «особенными» ребятами: слепыми, глухими, умственно отсталыми – невероятно сложная, поэтому человеку, её выполняющему, следует быть подготовленным, владеть методиками диагностики, обучения и развития детей с определёнными отклонениями, уметь вступать в контакт со своими воспитанниками разного возраста. Круг компетенций дефектолога значительно шире, чем у обычного педагога. Но, когда виден эффект коррекционной работы, когда ребёнок с ОВЗ достигает результатов в обучении и развитии – это ни с чем не сравнимая радость!

Посоветуйте, пожалуйста, несколько книг, которые стоит прочесть любому начинающему и опытному дефектологу.

Первое, что я посоветовала бы прочитать, – это книга «Как я воспринимаю окружающий мир» О. И. Скороходовой, знаменитой женщины-учёного, исследователя-дефектолога, единственного в мире слепоглухого научного сотрудника. И, конечно, книги по специальной психологии Л. В. Кузнецовой и В. И. Лубовского, а также по специальной педагогике Н. М. Назаровой.

Какой из профильных разделов дефектологии Вы находите наиболее сложным: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика? Почему?

Сложно всё. Выделить «простой» раздел дефектологии невозможно. Каждое отклонение настолько индивидуально и уникально, что развивать, обучать и воспитывать по общему шаблону не получится никогда. Несомненно, дефектолог должен владеть знаниями в области каждого дефекта, так как в последнее время все чаще и чаще возникают тяжёлые и множественные нарушения в развитии, когда сочетаются два и более дефектов. Но, на мой взгляд, хороший специалист должен специализироваться на чём-то одном.

В чём основные трудности работы с детьми с нарушениями слуха, зрения или интеллекта? Обязательно ли сурдопедагогу (психологу) знать язык глухонемых, а тифлопедагогу (психологу) – шрифт Брайля?

Основная трудность работы дефектолога заключается в непохожести проявлений даже одного дефекта. Невозможно встретить двух детей с абсолютно одинаковым проявлением дефекта. Это зависит от многих факторов: от развития организма в целом, от условий воспитания, от образовательного потенциала ребенка и т.д.

Овладеть альтернативными способами общения сложно, но возможно. Если вы работаете с особыми детьми, то, на мой взгляд, то сможете и это.

Как проходит практика дефектологов (специальных психологов) в дистанционном обучении?

Слушатели наших программ дополнительного профессионального образования на протяжении всего обучения имеют возможность сформировать практические умения и навыки в рамках специально разработанных заданий. Кроме того, слушатели имеют доступ к огромной библиотеке вебинаров, где специалисты рассказывают об особенностях организации коррекционной работы, делятся опытом внедрения инновационных и оригинальных средств коррекции.

Расскажите о ближайших планах и долгосрочных перспективах кафедры дефектологии и специальной психологии.

В ближайших планах расширение линейки программ в связи с вступлением в силу профессиональных стандартов, разработка лекций, практический заданий, подбор эффективных приёмов обучения с применением дистанционных технологий, целенаправленная работа по изучению трудностей, возникающих у слушателей и нахождение путей и средств их возможного решения. В долгосрочных – создание дефектологического сообщества, творческого союза специалистов, родителей детей с ОВЗ и всех, кто близок к этой области.

Ваш совет педагогам и психологам, работающим с «особыми» детьми?

Никогда не останавливайтесь на достигнутом, не опускайте руки! Не получилось сегодня – получится завтра! Относитесь к своей профессии с любовью, энтузиазмом и творчеством, постоянно расширяйте свои знания. Только тогда вы сможете достичь хороших результатов.

Юлия Викторовна, спасибо Вам за интересную беседу!

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.